А.Н. Дёмин

Методологические и мировоззренческие уроки Побиска Георгиевича Кузнецова (к 85-летию со дня рождения)

 

 

Главная

   Новости

 

Биография

Библиотека

Список работ

Ссылки

Vivos Voco!

 

Приводятся воспоминания о замечательном русском мыслителе Побиске Георгиевиче Кузнецове, даётся краткий анализ таких составляющих его обширного научно-философского наследия, как метод категориального анализа, значение целеполагания в жизни общества, организация междисциплинарных исследований, этические установки.

 Я познакомился с ним в 1987 году, будучи стажёром Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. В тот год заведующая аспирантурой (увы, точно не помню её фамилию) и проректор по научной работе Юрий Михайлович Забродин решили предложить аспирантам учебный экспериментальный курс П.Г. Кузнецова «Экономика и организация научно-исследовательской деятельности». Ю.М. Забродин, мой научный руководитель, настоятельно рекомендовал этот курс посещать. Сам он параллельно начал читать аспирантам масштабный авторский курс по психологии субъекта и профессиональной деятельности. Когда 200 человек – от филологов до математиков, от биологов до педагогов и «научных коммунистов» сначала слушали Кузнецова, а следом Забродина, напряжённо сопя – кто с интересом, а кто и с раздражением, это производило довольно сильное впечатление.

Поскольку я занимался прогнозированием, лекции Побиска Георгиевича оказались очень кстати. Через пару месяцев Ю.М. Забродин подвёл меня к нему и, представив, попросил допустить к текстам лекций, которые тогда записывались на магнитную ленту с последующей расшифровкой и распечатыванием. Побиск, так он представился, спросив о теме моего исследования, с ходу прочёл маленькую лекцию о роли прогнозов в жизни человечества. С этого момента начались мои поездки в редакцию «Правды», где под патронажем академика В.Г. Афанасьева Побиск Георгиевич участвовал в разработке Единой комплексной программы интенсификации народного хозяйства Москвы и Московской области «Прогресс-95». Его кабинет в редакционном здании был полон книгами, с которыми, по словам хозяина, он не расстаётся уже много лет, перебираясь с одного места работы на другое.

Справедливо отмечается, что обширное наследие П.Г. Кузнецова ещё ждёт своего осмысления, интерпретации и воплощения в практические дела. Ни интеллектуально, ни физически я не могу подступиться к этому наследию как единому целому, поэтому хочу написать о личных профессиональных и мировоззренческих уроках, которые извлёк из общения с этим замечательным и великим человеком и тем самым отдать дань его светлой Личности.

Уроки Побиска Георгиевича Кузнецова

 Категориальный анализ как метод диалектического мышления. Чем Побиск Георгиевич, безусловно, поражал своих слушателей, почитателей и оппонентов, так это способностью глубокого, быстрого, изящного анализа самых разнообразных проблем, к которым он умел применить систему взаимодействующих друг с другом базовых философских категорий. Категории существуют в парах, их, по мнению П.Г. Кузнецова, около 50. Появление новой категориальной пары – прорыв в научном мышлении, что, естественно, происходит не часто. Таким образом, научное мышление имеет константы, но при этом способно расширяться в своих основаниях.

Базовые категориальные пары проецируются в частные отрасли знания. Исследователю нужно управлять движением категорий с учётом их межуровневых отношений. При этом, как считал Побиск Георгиевич, чем большее число категориальных пар использует исследователь, тем точнее он мыслит. Первичная схема работы с категориальной парой выглядит следующим образом: «… следует рассмотреть высказывание, обернуть субъект в предикат, ещё раз заполнить связку, а потом рассмотреть отрицание этого высказывания и ещё раз обернуть в связку» [6, с. 7]. Так Побиск Георгиевич интерпретировал метод, который использовали Гегель и Маркс. Внешняя простота метода обманчива, но реализовать его очень непросто. Вот пример из близкой мне науки. Решая проблему личности, нужно, в частности, заполнить связки: социальное есть биологическое, биологическое есть социальное, биологическое не есть социальное, социальное не есть биологическое. Оказывается, что одни теоретические аспекты психологии личности осмыслены в значительно меньшей степени, чем другие. При этом мы обращаемся только к одной категориальной паре, которую далее нужно соотнести с движением других категориальных пар того же уровня и других уровней обобщения, используемых в данной предметной области, интегрировать открывающиеся смыслы, увидеть их развитие в междисциплинарных связях и т.д.

Как правило, метод категориального анализа используется в усечённом виде. Я не стал исключением, применив его в своей кандидатской диссертации и не переставая удивляться его возможностям даже в таком виде. Радость открытия и подтверждения теоретически предсказанных аспектов изучаемой реальности многого стоит. С признательностью приехал в 1991 г. к Побиску Георгиевичу домой поблагодарить и подарить автореферат. Чувствовал он себя неважно, моя работа была сущей мелочью на фоне проблем, которые он осмысливал, но зато в подарок я получил только что вышедшую с предисловием П.Г. Кузнецова книгу русского мыслителя XIX века Сергея Андреевича Подолинского «Труд человека и его отношение к распределению энергии». Этот блестящий учёный предвосхитил идеи Н.А. Умова, К.А. Тимирязева, В.И. Вернадского о сущности процессов жизни.

Самому Побиску Георгиевичу удавалось при решении научных и организационно-управленческих задач удерживать в сознании большие конфигурации одноуровневых и межуровневых категориальных отношений, соотнося их с меняющейся эмпирической данностью. Такое вот панорамное мышление. Говорят, что молодой Д. Шостакович на глазах изумлённых музыкантов мог с невероятной скоростью набрасывать партитуру нескольких партий одновременно, двигаясь не по горизонтали нотного листа, а по вертикали, записывая их синхронное звучание.

Оценивая наследие П.Г. Кузнецова, Ю.В. Громыко считает, что в первую очередь Побиск Георгиевич являлся гениальным разработчиком сложного метода синтетического диалектического мышления. При этом он соединял философию и методологию с конкретными научно-исследовательскими разработками и с конкретными продвижениями в самых различных дисциплинах, а дальше – с реальной практикой сложнейших методов оргуправленческого действия. За всем этим, по мнению Ю.В. Громыко, стоял антропологический проект: проект человека, его сознания, мировоззрения, мотивации [3].

В этом проекте состоит второй урок Побиска Георгиевича. Его содержание я определяю для себя так: главное в человеке, социальных группах, человечестве – способность и стремление к целеполаганию и достижению цели. Цели должны отражать законы исторического развития, в этом соотношении находится источник смысла частных научных поисков, конкретных политических и экономических решений.

Целеполагающая сущность человека теснейшим образом связана с планированием. Молодые аспиранты практически на каждой лекции слушали о его функциях, методах, эффектах. Как любил повторять Побиск Георгиевич, план – это способ превратить то, чего ещё нет, в то, что уже существует. Будучи помещённым в структуру категориального анализа, план начинает выполнять функцию мостика, перехода от одной категории к другой и, следовательно, одного состояния реальности, обозначенного исходной категорией, к другому состоянию. Содержательное наполнение перехода, т.е. планирование, является творческим обогащением и развитием реальности, в нём воплощается единство знания и действия, познания и преобразования. В такой форме диалектический метод мышления проникает в практику управления, технического конструирования и т.д.

 В пристальном интересе к планам проступает не только понимание их роли в организации мыслительной деятельности и очевидная технологическая польза, но и социальная метафизика советского строя, его устремлённость в будущее. Обратной стороной этой устремлённости выступает недовоплощённость замысла в каждый конкретный момент времени, которая может порождать скепсис и разочарование, но может быть источником мужества и энергии. В бытность СССР мы наблюдали и то, и другое. Побиск Георгиевич являлся одновременно метафизиком и конструктором советского мужества и энергии, до конца своих дней работая над проектом лучшего – для людей, Отечества, человечества. Конечно, устремлённость в будущее была (и, надеюсь, будет) присуща не только советскому периоду, ведь Россия – государство, которое не находит себе покоя в составе наличного (Ф.И. Гиренок).

Побиск Георгиевич на лекциях часто ссылался на книгу Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама «Планы и структура поведения», изданную на русском языке в 1965 году. Она была примером очень удачного соединения усилий нейрофизиологов, психологов и разработчиков систем искусственного интеллекта, специалисты разных направлений её высоко ценили. Побиск Георгиевич настоял на том, чтобы я перечитал книгу (студенческий опыт оказался поверхностным), вручив свой аккуратно обёрнутый экземпляр с многочисленными пометками на полях. Мне кажется, она натолкнула его на мысль, что свойства личности можно выразить через основные характеристики планов (их источник, длину, широту, детальность, темп составления, сохранность во времени и т.д.).

Важным прикладным аспектом идеи о целеполагающей сути человека являются мысли П.Г. Кузнецова о спектре интересов личности, который включает шесть уровней: личные цели – цели групп, в которые человек включён – цели организаций – цели страны – цели международных объединений и организаций – цели человечества. Цель означает рост возможностей – от индивидуальных до всеобщих. Для психологической интерпретации личности желательно построить матрицу, в которой должны сочетаться эти шесть уровней интересов с десятью основными характеристиками планов; в итоге выделяются шестьдесят типов личности. С одной стороны, когда мы видим работы, в которых оперируют двумя, четырьмя, шестнадцатью типами, то понимаем: задача содержательного наполнения нескольких десятков типов – дело очень сложное и уж явно не одного конкретного исследователя. С другой стороны, предлагаемая размерность личностных типов предостерегает от упрощённого укрупнения психологических и поведенческих характеристик людей, особенно при проектировании сложных систем управления, и требует иных – информационно-сетевых технологий разработки и учёта этих характеристик. По мнению Побиска Георгиевича, на базе шестидесяти типов людей можно построить соответствующее фазное пространство и проследить, как развивается личность. Здесь нам откроются разнообразные варианты развития.

Ценность подхода П.Г. Кузнецова к психологической теории и практике управления заключается в том, что для него управленец – это не просто носитель доминантных, коммуникативных, регуляторных характеристик, не просто глава клана или лидер команды, соответствующий требованиям деятельности или ситуации, а человек, имеющий определённый масштаб и структуру социального и временного кругозора. Именно они подтягивают к себе те или иные личностные характеристики, именно они выступают отправной точкой диагностики, анализа, воспитания управленца. Исторический и жизненный опыт даёт наглядные примеры правомерности такого подхода. Беда, когда человек, призванный по должности воплощать интересы социальной общности или страны, способен удерживать в своём сознании интересы только фрагмента этой общности и/или только в интервале ближайшего будущего. Как говорил Побиск Георгиевич, определить уровень руководителя несложно: задай вопрос, интересен ли ему проект, который поможет стране или его организации в целом? Если он оживляется только при очевидности личного интереса, то это и есть истинный масштаб руководителя.

Я бы дал такую интерпретацию подхода П.Г. Кузнецова к личности: личность проявляется в масштабе своих целей, соответствующих интересам той или иной социальной общности на определённом интервале будущего, и планах их достижения. В данном подходе воплощается широкий круг идей – от психологии и метода диалектического мышления до русского космизма и законов исторического развития. Следует сказать, что в советской психологии были чрезвычайно интересные попытки проектной интерпретации человека. Например, В.В. Давыдов полагал, что сущность личности человека связана с его творческими возможностями, с его способностью созидать новые формы общественной жизни [2, с. 82]. Сам Побиск Георгиевич, развивая идеи В.И. Вернадского, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, мыслил масштабами человечества, чьё будущее и смысл существования – овладение космосом и борьба за бессмертие [4]. В конце жизни он нашёл поддержку своих идей в статье Патриарха Алексия II, который противопоставил процессам нарастания энтропии (приближение к смерти) усилия человека, возделывающего мир и преображающего космос  [1].

Искусство междисциплинарного подхода. Побиск Георгиевич удивлял разнообразием своих познаний. В сферу его интересов входили философия, математика, физика, химия, биология, кибернетика, теория управления, технические науки, экономика, социология, психология, лингвистика. Он пишет: «Все мои идеи – элементы общей цепи, связывающей второй закон термодинамики с явлениями жизни, но каждая покрывает свою предметную область. Когда я видел, что у меня цепочка от термодинамики до явлений жизни имеет пробел, я начинал заниматься соответствующим вопросом» [6, с. 7]. Многим не верилось в возможность такого широкого подхода, но он оказывался возможным.

Проблема междисциплинарного синтеза остро стоит в современной науке. В подходе Побиска Георгиевича предлагается её решение при комбинировании трёх условий. Первое условие – наличие одного инициирующего, организующего, интерпретирующего субъекта (индивидуального или группового), который удерживает панораму ведущихся работ. Для этого нужна цель, от масштаба которой зависит энергия объединённого действия, и план достижения цели, поэтому в организации междисциплинарных исследований используются (или должны использоваться) методы сетевого планирования, с их помощью координируются усилия коллективов из разных научных областей.  

Второе условие – способность видеть «первоначала» в разных предметных областях, т.е. владение методом категориального анализа.

Третье условие – выработка и использование единого языка, или метаязыка, на котором могут быть выражены базовые и производные категории, заданы условия обращения к ним и реализован обмен информацией между специалистами из разных областей науки. Как показывает опыт, трудности междисциплинарного синтеза зачастую связаны с невозможностью реализовать одно или несколько из перечисленных выше условий.

Побиск Георгиевич стремился к предельно универсальным языкам, поэтому естественно, что среди них он часто упоминал язык математики вообще и геометрии, в частности. Мне кажется, ему был бы интересен опыт не только Ж. Пиаже, на которого он ссылался в своих лекциях, но и видного бихевиориста К. Халла, разрабатывавшего в 1930-е гг. единую концептуальную и организационную схему экспериментальных исследований, спонсировавшуюся фондом Рокфеллера. Занимаясь развитием наук о поведении, К. Халл надеялся, что «в конце концов появится работа, состоящая в основном из математики и математической логики. … с помощью математических методов будут выведены теоремы, параллельные всем эмпирическим ответвлениям так называемых социальных наук» [7, с. 57].

Другой универсальный язык, интересовавший Побиска Георгиевича, связан с энергией, измеряемой в единицах мощности. Благодаря этому типу единиц можно рассматривать в одном ключе процессы жизни, физические, экономические и другие процессы. Он полагал, что переход к измерению труда в единицах мощности неизбежен. Закономерно, что научное управление обществом, определение общественных потребностей, качество планирования предполагают физическое понимание экономики, а это, в свою очередь, означает, что финансовые и энергетические потоки должны соответствовать друг другу (цит. по [5, с. 14]). Идеи П.Г. Кузнецова совпадают с пониманием ключевой роли энергетики в перспективах человечества.

Насколько я понимаю, Побиск Георгиевич использовал и другие универсальные языки, формируя из них сложные синтезы.

Этические установки П.Г.Кузнецова. Они неотделимы от его научно-философских идей. В первую очередь следует говорить об установке на высшие цели, т.е. цели, связанные с человечеством. Замысел об овладении объективными законами исторического развития для реализации космического предназначения (переселение на другие планеты) и достижения бессмертия всего человечества отчётливо противостоит идеям о конечности истории и социал-дарвинистским представлениям о лишнем населении, от которого предстоит избавиться.

Другая этическая установка – отстаивание реальности. За последние десятилетия постмодернистское мировоззрение, активно утверждавшееся в различных сферах, сильно проблематизировало реальность, отсылая нас к различным её имитациям, отрицая всеобщее в угоду единичному. В конце  1980-х Побиск Георгиевич не использовал термин «постмодернизм», но он блестяще анализировал финансово-экономические формы этого способа мышления (в частности, перепроизводство мировой резервной валюты, не обеспеченной реальными активами). Как оказалось, симулирование реальных активов является инструментом власти и в других областях – от управления до научной деятельности и повседневного общения, ведёт к расщеплению устоявшихся смыслов и их вышучиванию, превращению нравственных норм в условности, которыми можно пренебречь. Симулирование было всегда, но оно не имело такого массового, а порой и тотального характера. Лечение, если следовать П.Г. Кузнецову, связано с возвращением к реальным измерителям экономических, политических и прочих процессов: сколько энергии произведено, сколько детей родилось, сколько безработных трудоустроилось, сколько идей выдвинуто и т.д.

Я выделяю ещё одну этическую установку. У учёного может быть собственная система мысли, свой метод мышления, которые не обязательно подгонять под какое-то имя. Не нужно бояться авторитетов, если последние не в ладах с логикой или ставят ложные цели. Свою правоту ты доказываешь своим творчеством, содержанием и масштабом своих целей. В этом – урок самостояния, данный П.Г. Кузнецовым.

Встреча с Побиском была подарком судьбы. Он воплощал титанизм советской эпохи, представленный деяниями знаменитых учёных, конструкторов, военных, простых труженников. В его идеях – дух созидания и победы, который нужен людям.

Библиографический список

  1. Алексий II. Бог. Человек. Мир // Православие и экология. М., 1997. С. 5-7.

  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с.

  3. Громыко Ю.В. Научно-философское наследие П.Г. Кузнецова и цели развития страны. Выступление Ю.В. Громыко на симпозиуме «Пространство и время в эволюции глобальной системы Природа–Общество–Человек» (посвященном памяти Побиска Георгиевича Кузнецова), г. Москва, 14-15 декабря 2001 г. (http://www.larouchepub.com/russian/events/2002/pobisk/gromyko2.html).

  4. Кузнецов П.Г. О смысле жизни человечества // Задачи научного сообщества в постановке целей человечества и обеспечении национальной и международной безопасности. Материалы "круглого стола" памяти Побиска Георгиевича Кузнецова, проведенного в Государственной Думе 4 декабря 2001 года. М.: Издание Государственной Думы, 2003. С. 42-54.

  5. Никаноров С.П. Очерк развития идей П.Г. Кузнецова // Побиск Георгиевич Кузнецов. Идеи и жизнь. М.: Концепт, 1999. С. 11-15.

  6. Побиск Георгиевич Кузнецов. Идеи и жизнь. М.: Концепт, 1999. 188 с.

  7. Халл К. Принципы поведения // История зарубежной психологии (30-60-е гг. ХХ в.). Тексты. М.: Изд-во Московского университета, 1986. С. 38-58.

 

 

© Разработка сайта: А.В.Бочков, 2004 г. - Москва

Хостинг от uCoz