*
В мельканье будней
изменяешь бригантине.
Все реже
волшебства алеют паруса...
Но вспомнишь жизнь
крылатую Бартини-
И обретаешь веру в
чудеса!
Р. Бартини - от
коллег.
*
Да здравствуют
Антимиры!
Фантасты - посреди
муры.
А. Вознесенский
В конце шестидесятых
годов по служебным делам я оказался однажды в московском
политехническом музее. Уже на выходе я случайно встретил замечательного
человека и ученого Побиска Георгиевича Кузнецова. Он обрадовался встрече
и настойчиво пригласил на интересную лекцию.
Имя лектора - Р.Л.
Бартини мне ничего не говорило. В аудитории собрался едва ли не весь
цвет московской физической науки. Точно обозначенную тему лекции
сегодня трудно вспомнить. Речь же в ней шла о том, что учебники физики
рассматривают мир в трехмерной системе координат -
"длина-ширина-высота", но есть еще по крайней мере одна координата -
"время", делающая мир многомерным. В трехмерном мире все до сих пор
считавшиеся фундаментальными физические константы типа скорости света
определялись с той или иной степенью точности лишь экспериментально, а
законы природы открывались случайно. В многомерном пространстве эти же
константы могут быть вычислены чисто математическим путем, а
существование многих неоткрытых законов, в том числе, законов
сохранения, может быть точно предсказано. Получается что-то вроде
менделеевского "Периодического закона" - "Периодический закон законов
сохранения" - система "L-T" ("long-time" - "длина-время") со своими
далеко идущими предвидениями.
Было в этой лекции и
упоминание о том, что классическая физика пользуется математическим
аппаратом геометрии Эвклида, основанной на постулате о не пересекающихся
параллельных. Но если принять неэвклидову геометрию Лобачевского,
допускающую такие пересечения, то вместе с неэвклидовой геометрией
начинается эпоха множественности физик. Множественность физик - для
традиционных "классиков" уже казалась чем-то из области фантастики
наподобие Антимиров…
Нечто подобное я раньше
слышал от Побиска Георгиевича, а он, сидя рядом, лишь многозначительно
подмигивал мне… Я же, не будучи физиком, с большим трудом на слух
пытался вникнуть в железную логику докладчика.
Аудитория постепенно
разделилась на три части: на принимающих точку зрения лектора, на резко
отрицающих ее и, конечно, на сомневающихся. Бартини демонстративно
игнорировал первые две группы, сосредоточив внимание на третьей: ей
адресовались аргументы "за" и "против". Лекция органично переросла в
диалог именно с молодыми слушателями.
Сам лектор - Роберт
Людвигович Бартини был представлен устроителями без чинов, степеней и
званий. Это был мужчина преклонных лет с запоминающейся внешностью
волевого человека, несколько резковатого в суждениях, абсолютно не
стесненного разношерстной аудиторией. От острых замечаний не уходил,
отвечая на них столь же жестко, порой - энергично жестикулируя. Язык -
очень свободный, весьма образный. В дискуссии умело находил примеры,
иногда - вовсе не очевидные, даже парадоксальные. Слушать его было
трудно, но интересно. Закончив, он быстро покинул аудиторию: видно было,
что устал…
После лекции мы поехали к
Побиску Георгиевичу Кузнецову домой. На столе появились книги и журналы
с работами сегодняшнего докладчика. Одна из них была подписана так
"Роберт Орос ди Бартини". Рассмеявшись, мой друг рассказал, что
произошел с этой статьей большой конфуз. По традиции того времени
рукопись никому не известного автора направили на отзыв специалистам, а
еще, так называемому, " черному рецензенту ", чье мнение для редакции
было порой решающим, но имени его автору не сообщали. Так вот, такой
аноним написал: "Предлагаемая статья напоминает мне рекламу мази,
которая в равной степени придает блеск ботинкам и способствует ращению
волос…". На этом фоне стандартно выглядели рецензии с формулировками: "
Я этого не понял, значит, не поймут и другие…". После того, как статья
все же увидела свет, все физики перезванивались по телефонам: "Так кто
же из великих ученых скрывается за таким странным псевдонимом?"
Постепенно идеи статьи стали захватывать все больше умов.
Вот уж воистину сказано:
всякое открытие проходит три стадии. На первой говорят: этого не может
быть, потому что не может быть никогда. На второй соглашаются: ну, может
быть, это и так. На третьей: а что здесь непонятного, где здесь
открытие? Это и ежу понятно!
И не сразу все узнали, что
Роберт Бартини - человек в науке далеко не случайный, а Генеральный
конструктор советских самолетов. Кто хочет ближе познакомиться с его
удивительной биографией, может прочесть написанные Игорем Чутко книги:
"Красные самолеты" и "Мост через время".
Я же лишь кратко расскажу
об этом человеке. Сын видного итальянского очень богатого чиновника,
Роберто ди Бартини в Первую мировую войну попадает в русский плен,
возвращается в Италию, получает авиационно-техническое образование и
становится одним из первых итальянских коммунистов. Время заставляет его
бежать от фашизма в Россию, где он дает себе клятву "положить все силы
на то, чтобы красные самолеты летали быстрее черных". И от этой клятвы
он не отступил. Начав в 1924 году конструкторскую работу, Роберт
Людвигович к 1933 году создает истребитель "Сталь-6" с выдающимися
скоростными характеристиками. Под началом комбрига Бартини трудились и
Королев, и Лавочкин, и Ермолаев…
Затем последовали
самолеты "Сталь-7", способные совершать сверхдальние рейсы: готовился
беспосадочный перелет вокруг земного шара. Был установлен мировой рекорд
скорости на дальней дистанции 5000 км. На таких самолетах летал и наш
земляк, известный полярный летчик, выпускник вологодской школы №1 Матвей
Козлов. К началу Великой отечественной войны у нас было всего несколько
подобных опытных машин, переделанных в дальний бомбардировщик ДБ-240,
но они сумели подняться в воздух с подмосковного аэродрома, отбомбиться
по Берлину и вернутся невредимыми назад. Немцы даже не поверили, что это
была советская авиация. На таких высотах и скоростях тогда никто не
летал.
Но личная судьба Роберта
Людвиговича точно соответствовала духу времени. Лагеря, бериевские
"шарашки" надолго лишили конструктора возможностей самостоятельной
работы. Но он и там оставался "генератором идей": это он впервые
проектировал сварные конструкции самолетов, впервые создал убирающиеся
шасси, первым рассчитал стреловидные крылья для тяжелого дальнего
сверхзвукового самолета, опередив идеи сверхзвуковых самолетов "Конкорд"
и ТУ-144. Именно Бартини создал проекты гидросамолетов, летавших потом
под чужими именами, первым предложил схемы экранолетов с вертикальным
взлетом и посадкой, монорельсовую дорогу на воздушной подушке.
Авиаконструктор Олег
Антонов, чьи самолеты "Ан" известны всему миру, писал: "… Бартини был и
конструктором, и исследователем, и ученым, пристально вглядывавшимся в
глубины строения материи, в тайну пространства и времени.
Энциклопедичность его знаний, широта его инженерного и научного
кругозора позволяли ему постоянно выдвигать новые, оригинальные,
чрезвычайно смелые технические предложения… Эти идеи намного опережали
свое время, и поэтому лишь часть из них воплощалась в металл, в
самолеты, но и то, что не воплощалось в металл, сыграло положительную
роль катализатора прогресса нашей авиационной техники…
Роберт Людвигович был смел
смелостью знания, убежденностью своих выводов…, он не боялся гибели
части своих замыслов, и начинал все снова и снова…."
Наш земляк авиаконструктор
С.В. Ильюшин сказал о Бартини: "Его идеи будут служить авиации всего
мира еще десятки лет, если не больше".
Все Генеральные
конструкторы единодушно признают, что нет у нас в стране самолетов, в
которых бы не были воплощены те или иные идеи великого предсказателя. В
1964 году в газетах появилось мало кем замеченное сообщение, что за
заслуги перед Родиной группе специалистов в Кремле вручены
правительственные награды. В списке был назван Р.Л. Бартини, получивший
орден Ленина. Получил он и Ленинскую премию, но тоже без большой
огласки. Собеседников он всегда поражал тем, что отвечал на вопросы еще
до того, как они прозвучали. Поэтому среди друзей ходила упрямо легенда
о выдающихся телепатических способностях "товарища барона". И чтобы
дополнить портрет нашего героя, следует сказать, что был он еще и
неординарным художником, создававшим произведения на грани реальности и
фантазий: именно в таком духе он расписал стены своей квартиры…
Существует легенда, будто Булгаков некоторые черты Р.Л. Бартини
использовал в «конструировании» образов героев «Мастера и Маргариты».
Умер Роберт Людвигович
Бартини в 1974 году, так и не закончив писать фантастическую повесть
своей истории, которую хотел назвать "Цепи".
А что же Побиск Кузнецов,
ставший соавтором Р.Л. Бартини по нескольким научным публикациям? До
поры, до времени судьбы этих людей развивались в "евклидовых
параллельных плоскостях", не пересекаясь. Пройдя прямо из госпиталя
Отечественной войны дорогой Солженицына через ГУЛАГ, гвардии младший
лейтенант П.Г. Кузнецов в итоге тоже стал Генеральным конструктором:
разрабатывал системы жизнеобеспечения космонавтов в замкнутом
пространстве космических кораблей. Но на определенном жизненном этапе их
параллельные дороги пересеклись "неэвклидовым образом". Бартини и
Кузнецов хорошо поняли друг друга, хотя к некоторым общим научным идеям
о многомерности времени и пространства, о параллельных мирах они пришли
совершенно разными независимыми путями. В семидесятых годах бывал П.Г.
Кузнецов и у нас в Вологде: читал лекции преподавателям и студентам в
пединституте.
Скончался Побиск
Георгиевич Кузнецов в декабре 2000 года после шести инфарктов. Мой
предыдущий очерк "Свободу нужно искать среди тюремных стен" Побиск
Георгиевич прочел и сказал: "Зачем писать обо мне? Ты бы больше писал о
науке, о том, куда мы идем… В башке нужно постоянно держать будущее, а
не прошлое…Прошлое - прах!"
Я же подумал: "Нет,
не случайно люди поют... "отряхнуть его прах с наших ног". Тогда быстрее
откроются перед человечеством новые многомерные миры…